Гимнастика пальчиков для самых маленьких
Ученые давно установили тесную связь между активными манипуляциями рук и речью человека. Чтобы маленький ребенок освоил грамотную речь в будущем, а также научился правильно писать, очень важно своевременно обучить малыша развивающим упражнениям для рук, и в частности пальцев. Для этого специалистами разработано много интересных и познавательных игр, развивающего направления. Все они должны сопровождаться разнообразными звуками, речью. Такой вид пальчиковой гимнастики для малышей хорошо развивает речь, зрительную память и мелкую моторику конечностей ребенка. К тому же имеет положительное влияние на общение маленьких деток с родителями.
Использование стихов для выполнения упражнений
В развивающей гимнастике рук для самых маленьких очень важно использовать небольшие стихотворения, считалочки, звуки легкой музыки. Каждое стихотворение можно напевать под любимое музыкальное сопровождение или собственный мотив по желанию, также неплохо использовать готовые аудиозаписи. Малыши довольно быстро запоминают музыкальные ритмы и рифмованные строчки произведений, которые действуют успокаивающе на его нервную систему и общее состояние. Немаловажным фактором является и то, что во время проведения гимнастических манипуляций для рук и пальцев ребенка, происходит тесный контакт с родителями. Малышей необходимо обнимать, поглаживать, щекотать и осторожно массировать, что очень положительно отражается на его психоэмоциональном развитии.
Специалисты рекомендуют, как можно раньше начать занятия пальчиковой гимнастикой с малышами начиная уже с первых месяцев жизни. Для начала можно использовать легкое перебирание пальчиков касательными движениями, поглаживания, которым стоит уделить каждодневно по несколько минут. Постепенно время пальчиковой гимнастики можно увеличивать, а сами упражнения разнообразить и дополнить.
Упражнения
Все виды данных упражнений направлены на развитие мелкой моторики рук младенца, развивают хватательные рефлексы и движения пальчиков на руках. Все гимнастические упражнения выполняют родители или другие старшие члены семьи.
Поднять максимально вверх растопыренную ручку ребенка. Вторую ладошку малыша поднимаем вслед за первой, складывая пальчики полукругом, в виде полумесяца.
Взять ручки младенца в свои ладони и осторожно выставить вперед, растопырив пальчики, как бы образуя ими лепестки ромашки. Затем легкими касаниями перебирать детские пальчики.
Вытянуть руки ребенка вперед, аккуратно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. Затем, протянув ручки еще немного перед собой делать движение, как будто выбрасываем мячик от себя.
Хлопаем поочередно обеими ручками пред собой, воображая мячик. После этого соединить пальчики малыша перед собой, изобразив форму мяча, покатываем его между ладошек.
Ручки опустить вдоль туловища ребенка, расслабить пальчики. Взять пальчики другой руки и провести ими вдоль каждого пальца вплоть до верхушки, как бы срывая ягодку. Сложить одну ладошку малыша в виде лукошка, а другой рукой достаем из нег ягодку и кладем в рот.
- «Грибочки»
Сначала сложить ручки вместе, показывая грибную шляпку. Потом одной рукой делаем верхушку гриба, а пальчиком другой ручки рисуем сверху точечки.
Поднять руки ребенка над головой обеими ладошками, повернутыми к себе. Пальчики широко расставить в стороны. Слегка покачивать руками в обе стороны.
Пальчиками рук как будто шагаем по тропинке. Потом одной рукой подбираем листья и кладем на вторую ладонь.
Соединить одни и те же пальцы двух рук впереди себя, изображая лимон. Потом разводим подушечки пальчиков в стороны, изображая брызги сока. Соединить средний и большой пальчики. Показываем, как надо опускать дольку фрукта в чай. Потом этими же пальцами делаем вращательные движения, которыми помешиваем в чашке чай.
Пальчиками малыша указываем на все части тела: ручки, ножки, голову, туловище, будто показывая одежду. Затем имитируем ручками одевание перчаток, периодически меняя ручки.
Двумя пальцами одной руки делаем небольшие шажочки по поверхности стола. Пальчики сжимаем и разжимаем по очереди. Пальчики ставим на стол, поднимая и опуская то один пальчик, то второй. И опять делать пальчиками шаги по столу.
Из ладошек малыша складываем тарелочку. Делаем другой рукой вращательные движения, водим по ней воображаемой ложкой. Средний и указательный пальчики вытянуты, как бы удерживают вилку. Имитируя нож, режем торцом ладошки по поверхности, делая движения взад-вперед.
Ставим ручки у висков малыша, показывая ушки животных. Потом пальцы собираем пучком и скачем по поверхности. Переплетаем пальчики, изображая ежика с иголками на спине. В конце делаем медленные плавные движения перед собой.
Малыш изображает ладошкой воздушный поцелуй для мамы, потом это же движение проделать и второй ладошкой. Затем поочередно с обеих ладошек сдуваем поцелуи.
Весь процесс занятия пальчиковой гимнастикой в обязательном порядке должен сопровождаться под звуки музыки или же песен и детских стишков, которые все взрослые члены семьи должны помнить наизусть. Таким образом, родители привлекают и удерживают интерес своего малыша к занятиям. Настрой взрослых должен быть только положительным и спокойным, чтобы ребенок получал максимум позитива, нежности, внимания и заботы.
Многие поколения детей выросли под всеми любимые народные считалочки, такие, как: «Коза рогатая», «Сорока-Ворона» или «Ладушки», которые и сегодня малыши воспринимают с радостью и интересом. Полезно использовать музыкальное сопровождение при выполнении пальчиковой гимнастики. В продаже или в сети интернет имеется большой выбор уже готовых записей с детскими распевками, упражнениями и развивающими играми. Все эти методы способствуют раннему развитию ребенка с младенческого возраста, стимулируя моторику конечностей, чувство ритма, речь и воображение.