Как вы можете видеть, в названии нашего журнала слово «косметика» написано большими буквами, а «медицина» — более мелкими. Таким образом, мы постарались сделать акцент на слове косметика. Слово «медицина» означает, что мы рассматриваем косметические вопросы с медицинской точки зрения. Иными словами, мы публикуем статьи, в которых рассматриваются все аспекты взаимодействия косметики с кожей —способность проникать через роговой слой, взаимодействие с различными клетками кожи, действие на сосудистую систему кожи, на скорость обновления эпидермиса, скорость синтеза различных веществ клетками кожи, вероятность проникновения вещества в дерму и т. д. Особое внимание мы уделяем материалам, в которых разбираются механизмы физиологических или патологических реакций кожи, развивающихся в ответ на биологически активные вещества косметики. Такой медицинский подход заставляет нас проявлять сдержанность и реализм в описаниях эффектов косметических средств — рассматривая конкретные молекулярно-клеточные механизмы взаимодействия кожи и косметики, очень трудно фантазировать и приписывать косметике волшебные свойства.
- Сейчас многие журналы пишут о косметике. Чем ваш журнал отличается от других изданий?
Прежде всего, контролем качества информации. Мы никогда не пользуемся информацией, взятой из популярных изданий, с коммерческих сайтов в интернете, из рекламных брошюр и т.д.. Для нас единственным достоверным источником информации всегда были и остаются научные статьи, опубликованные в рецензируемых академических научных журналах. Именно поэтому мы в обязательном порядке требуем от авторов наличия списка литературы в статьях. По нашим правилам, каждое утверждение автора должно быть хорошо обосновано и подкреплено ссылками на первоисточники. Это делается, в том числе, и для удобства читателей — если возникают спорные моменты, всегда можно найти статью, на которую ссылается автор, и составить о ней свое мнение. Кроме того, для читателей всех изданий, пишущих о косметике, истинным бичом являются заказные статьи. Начинает человек читать вроде бы интересный материал, да вот беда, все рекомендации автора почему-то сводятся к одному: «пользуйтесь косметикой фирмы Х, и вы решите свои проблемы». Сразу возникает вопрос, а действительно ли в данном случае помогает только эта косметика? И почему автор ничего не сказал о других вариантах? После таких статей остается ощущение обмана и даром потраченного времени. Мы таких статей не пишем. Единственная разновидность текстовой рекламы, которая встречается на страницах нашего журнала — это описание тех или иных профессиональных косметических линий с указанием ингредиентов, показаний и противопоказаний, рекомендациями по проведению процедур. Мы не ставим целью сравнить между собой разные косметические линии и сделать вывод «чья косметика лучше». Это в принципе невозможно, и на самом деле никто никогда таких экспериментов не ставил. Но в наших силах проанализировать составы и попытаться хотя бы понять, насколько заявленные свойства согласуются со списком ингредиентов. Например, недавно нам показали крем одной уважаемой фирмы, который был заявлен как «питательный». Беглый взгляд на ингредиентный состав показал, что кроме эмульгаторов, загустителей, консервантов и отдушек, сей продукт содержал разве что воду. Возникает вопрос, о каком «питании» идет речь? И хотя материалы в рубрике «От теории к практике» публикуются на правах рекламы, все они тщательно готовятся и вычитываются. Так что глупостей там нет, и информация предоставляется правдиво и корректно с научной точки зрения.
И еще одно отличие от других изданий — достаточно серьезный уровень изложения. Многие статьи трудно понять людям, не имеющим медицинского или биологического образования. Дело в том, что некоторые вещи просто нельзя объяснить на популярном уровне, неизбежно приходится углубляться в молекулярную биологию, генетику, биохимию. Сейчас появились издания, которые вроде бы тоже ориентированы на профессиональных косметологов. И их на самом деле читать гораздо легче, чем наш журнал. Но мы просто пишем для других косметологов. Конечно, человеку, закончившему 2-х месячные коммерческие курсы по косметологии, наш журнал, скорее всего, покажется нечитабельным и заумным. Однако в косметологию приходит все больше врачей, специалистов с высшим образованием, да и просто интересующихся людей, которым хочется разбираться в косметике. Эти люди ищут достоверную информацию, и они готовы приложить усилия, чтобы докопаться до истины. Именно для таких косметологов мы и делаем наш журнал.
- Вы даете своим читателям какие-то рекомендации? Можно ли из ваших статей узнать, какой косметикой лучше всего пользоваться?
Рекомендаций мы не даем, и стараемся в статьях вообще не упоминать названия конкретных косметических средств. Вместо этого мы даем информацию, владея которой читатель может сам составить свое мнение о той или иной косметике на основании ее состава и текста аннотации.
- Иногда у вас прочитаешь статью, в которой высказывается какая-то точка зрения, а в другом номере другой автор говорит по этому поводу нечто совершенно иное. Как разобраться, кто из них прав?
Надо сравнивать аргументы, которые приводят авторы, и если этого недостаточно, обратиться к литературе, которую они использовали. Мы не отказываемся публиковать статьи, даже если они не совпадают с точкой зрения специалистов нашей редакции, но мы требуем, чтобы все положения автора были хорошо обоснованы и логично изложены.
- Вы говорите, что у вас нет заказных статей, а, тем не менее, у вас публикуются специалисты из коммерческих организаций. Это не реклама?
Во всем мире специалисты из сырьевых компаний, компаний, производящих косметику, косметических клиник публикуют не только рекламные, но и научные статьи. Критерии научной статьи перечислены в требованиях к авторам (см. на сайте раздел Публикации). Если кратко, то это:
1. Отсутствие названий торговых марок в названии и тексте статьи (за редкими исключениями, когда речь идет о каком-либо действительно новом средстве).
2. Наличие ссылок на публикации в научных (ни в коем случае не популярных) журналах.
3. Обоснованность всех утверждений, которые содержатся в статье.
Если эти условия соблюдены, то мы публикуем материал в основных разделах. Если автор во что бы то ни стало хочет написать о своем продукте (фирме, услугах), то мы предлагаем ему опубликовать краткую информативную заметку в разделе «От теории к практике». Мы считаем, что информация о конкретных косметических средствах и услугах тоже нужна. Просто она должна быть четко отделена от научных статей.
- Кто ваши авторы? Есть ли рецензенты, консультанты?
Авторы у нас самые разные. Среди них есть ученые (наши и зарубежные), врачи-дерматологи, косметологи, производители косметики, косметические химики, пластические хирурги и многие другие. Часть материалов (в основном, обзорного и аналитического характера) пишут сотрудники редакции: Елена Эрнандес (к.б.н., главный редактор), Анна Марголина (к.б.н., зам. главного редактора), Анна Петрухина (научный редактор), Юрий Николаевич Кошевенко (д.м.н, научный редактор), Ольга Зайкина (к.б.н., научный редактор). Статьи, поступающие от других авторов, сначала поступают к Елене Эрнандес и Анне Марголиной, которые определяют соответствие статьи требованиям журнала, а затем передают ее на дальнейшее рецензирование. В принципе, у нас в редакции есть дерматолог (Ю.Н. Кошевенко), биолог-биохимик (А. Петрухина), иммунолог (О. Зайкина), поэтому с рецензированием чаще справляемся собственными силами, но иногда отдаем на рецензирование другим специалистам (косметологам, косметическим химикам, пластическим хирургам и т.д.).
- Как вы ищете авторов и подбираете темы?
Это одновременно и очень легко, и очень сложно. Легко потому, что интересных тем — великое множество, и они не иссякнут никогда. Ведь одна и та же проблема может быть рассмотрена под разным углом, и это не будет повторением и переливанием «из пустого в порожнее», а, наоборот, будет дополнением к уже опубликованному. Кроме того, наука, слава Богу, имеет тенденцию развиваться, и новые интересные факты появляются непрерывно. Статистика утверждает, что примерно каждые три года рождается новое перспективное направление, которое начинает активно развиваться (другими словами, становится модным). Так что человек творческий и к тому же имеющий специальную подготовку всегда будет иметь пищу к размышлению. В отличие от большинства косметических изданий у нас нет проблем с подбором тем и информации. Ради интереса можете провести простой расчет: взять любой из наших номеров и подсчитать среднее число страниц, которые содержат тексты статей, а затем поделить на общее число страниц. Вы увидите, что объем текстовой информации у нас несопоставимо выше, чем у любого другого косметического издания. Сложность заключается в обработке информации. Найти тему не проблема, но вот грамотно ее подготовить, ярко и логично изложить, выверить данные — вот это действительно занимает много времени и сил.
А темы мы ищем всюду, где только можно — в интернете, библиотеках, на конференциях и выставках. Последний источник — один из самых существенных, поскольку позволяет нам быть в курсе самых последний веяний. Как правило, это конференции по сырью и технологиям, поскольку в отличие от производителей готовой продукции сырьевые компании вынуждены проводить экспериментальную работу. Именно они являются переходным звеном между фундаментальными исследованиями, проводимыми в научных институтах, и производителями готовой косметики. Мы участвуем во всех крупнейших зарубежных сырьевых выставках и конференциях, лично знакомы со многими учеными и специалистами химических компаний. Но опять же, после того, как мы получили статью, начинается работа наших сотрудников по ее грамотному переводу, редактированию, сверке и т. д. Подготовка статьи — процесс, как правило, длительный и кропотливый (даже в случае так называемой «готовой статьи»).
- Почему ваш журнал так дорого стоит?
Частично ответ на этот вопрос вы можете получить из предыдущего ответа. Подготовка материала высокого уровня стоит очень дорого во всем мире. Ведь все определяется квалификацией. Как вы думаете, сколько стоит переводчик, который кроме знания иностранного языка владеет еще «настоящей» специальностью (биологией, химией, медициной) и вдобавок обладает литературными способностями? Можете поверить, что гораздо дороже, нежели выпускник иняза из бюро переводов, который вряд ли способен понять смысл переводимой статьи, а значит, не избежит смысловых ошибок. А рецензия или консультация опытного специалиста? А авторские гонорары? С самого начала мы взяли за правило оплачивать услуги специалистов, привлекаемых к работке над журналом, по высшему разряду — профессионализм и опыт должен стоить дорого. Так же, как и информация. К слову, западный журнал аналогичного уровня стоит как минимум в 5 раз дороже. Причем чем более академичным является издание, тем его стоимость выше. В самом начале нашей работы нам часто приходилось отвечать на возмущенный вопрос: «Почему у вас такой дорогой журнал? Ведь это же образовательная литература!» Вот именно поэтому и дорогой, потому что издать специализированный научный журнал гораздо дороже, нежели «Мурзилку» с картинками. И если раньше государство финансировало издание учебной и научной литературы, то сегодня мы вынуждены зарабатывать сами. У нас нет за спиной фонда или спонсора, который бы нас содержал.
Мы живем в России и вынуждены учитывать реальные возможности наших сограждан. У нас существует определенная система льгот. Так, мы выбрали 54 библиотеки в разных городах России и предоставили им бесплатную подписку. Для студентов дневных ВУЗов у нас существуют дополнительные скидки. Кроме того, для наших читателей мы раз в месяц проводим бесплатные семинары, где известные специалисты и наши авторы выступают в качестве лекторов. - Зачем вы пишете так сложно? Другие журналы читать гораздо легче.
В науке нет абсолютных истин. Почти всегда существуют разные точки зрения на ту или иную проблему. Наша задача — дать читателю максимально подробную и объективную информацию, чтобы он мог сам составить свое мнение. Например, если мы просто напишем, что для кожи полезно масло черной смородины, потому что оно устраняет сухость кожи, уменьшает раздражения, снимает зуд, читатель не сможет разобраться, так ли оно на самом деле. Он будет вынужден или принять все на веру, или искать дополнительную информацию. Но если мы подробно расскажем о том, какие именно компоненты масла черной смородины обладают таким действием, как они взаимодействуют с кожей и откуда это известно, читатель сможет проследить за ходом рассуждений, проанализировать аргументы и сделать свои выводы. Увы, статья уже не получится популярной, она будет неизбежно содержать сложную для восприятия информацию. Однако мы убеждены, что люди, которые профессионально занимаются проблемами кожи и неизбежно применяют в своей работе современную активную косметику, ищут в журналах не «легкое чтиво», а информацию, которая поможет им достичь максимально эффективного результата и, что еще более важно, избежать ошибок в работе. А такую информацию можно получить только из серьезных научных статей, чтение которых требует усилий и активной работы мысли.
Впрочем, на наш взгляд, не менее важно иметь такую информацию клиентам косметических салонов и просто людям, которые хотят иметь здоровую кожу. Ведь кожа — это очень важный орган, потребности которого надо обязательно учитывать. «Доверчивый клиент + невежественный косметолог + современная косметика, насыщенная биологически активными веществами» — вот комбинация, которая может привести к ускоренному старению кожи или возникновению кожных заболеваний. Задача наших «слишком научных» публикаций — помочь косметологом и их клиентам разобраться во всем многообразии современных косметических средств и научиться применять их осмысленно, критически оценивать рекламу и уметь получать информацию из списка ингредиентов, знать потребности своей кожи и распознавать опасности, которые ей угрожают. - Значит, вашим публикациям можно доверять?
Нашим публикациям не надо доверять. Их надо читать и анализировать. Мы даем всю необходимую информацию для того, чтобы можно было составить свое мнение, вплоть до списков литературы и описаний отдельных экспериментов. Доверие — плохой помощник при чтении статей о косметике. Если после чтения наших статей читатель стал менее доверчивым и легковерным, значит, мы достигли своей главной цели — заставили людей думать и сомневаться.
- Что нужно делать, чтобы научиться разбираться в косметике?
Читать специализированную литературу — альманах «Косметика и медицина», журнал SOFW, а также книги, в которых мы обобщаем информацию, которая содержится в публикациях разных лет. Без ложной скромности скажем, что аналогов нашим изданиям пока нет. Все остальные издания публикуют достаточно популярные и адаптированные статьи, которые могут быть ориентиром в поиске информации, но не информацией. Конечно, одна, даже очень хорошая, статья не может сразу научить всему. Лишь читая такие статьи регулярно, можно приобрести новое качество знания — глубокое понимание предмета. На наш взгляд, это стоит потраченных усилий.