Пальчиковая гимнастика для дошкольников — Пальцы рук и ног

Пальчиковая гимнастика дошкольникам

Каждый родитель знает, насколько важно правильное развитие ребенка. Но если не уделять должного внимания развитию моторики Вашего ребенка, то в дальнейшем может возникнуть масса осложнений при взаимоотношении с окружающим его миром. Придется тратить массу времени и денежных средств на восстановление ребеночка и платить врачам. Особенно это касается мелкой моторики. В настоящее время существует большое количество упражнений, направленных на улучшение детской моторики. При правильном подходе удается не только связать мышечную, зрительную и нервную систему, но и улучшить общее состояние пальцев.

Специалисты отмечают, что занятия следует начинать в самом раннем возрасте, желательно с одного года. Более поздний возраст не позволяет правильно развивать моторику, так как уже проходит стадия формирования мышечной системы, костей, связок. Упражнения можно поделить на две группы:

Первая группа основана на выполнении упражнений непосредственно с участием детей. Вторая группа основана на выполнении упражнений взрослыми, то есть сгибании и разгибании пальцев малыша. Дело в том, что в маленьком возрасте ребенок не способен самостоятельно выполнять рекомендации, требуется помощь. Если все делать правильно, то за короткий срок удастся не только улучшить состояние мышц, костей и суставов, но и развить мелкую моторику.

Как взаимосвязана моторика и речь

Специальные упражнения позволяют не только научиться хватать предметы, но и манипулировать с довольно мелким предметом. Без подобных способностей малыш не сможет существовать в современном мире, что не удивительно. Малыш попросту не сможет самостоятельно использовать столовый прибор при потреблении пищи, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицу и так далее. Помимо этого развитие моторики влияет на рисование, письмо. В связи с этим от родителей требуется должное внимание, чтобы малыш рос и развивался правильно.

Также следует отметить, что моторика влияет на речевую функцию ребенка. Подобная особенность связана со строением головы, так как проекция кисти занимает порядка одной трети площади всей поверхности коры головного мозга. Правильное развитие влияет на речевую зону. Подобная взаимосвязь была выявлена спустя множество исследований ученых из института физиологии малышей.

В настоящее время существует большое количество методов, которые помогают ребенку научиться совершать мелкие движения:

  • Проведение качественного массажа кистей рук;
  • Занятие с использованием небольшого предмета. К подобному относят мозаики, конструкторы и пазлы;
  • Игры с применением крупы, бусинок;
  • Лепка из пластилина;
  • Рисование не только карандашами, но и ручками;
  • Вырезание предметов из бумаги и картона.

Особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. При правильном подходе малыш начинает быстро учиться писать, разговаривать, мыслить и координировать свои движения. Специалисты отмечают, что правильное выполнение упражнений благоприятно сказывается на ловкости и силе. К тому же ребенок быстро оправляется от волнений и быстро включается в процесс познавания новых действий.

Упражнения для рук

Целью подобных упражнений является правильное развитие речевой способности, музыкального творчества и лексики. Занятия можно проводить не только в детском саду, но и в домашней обстановке. Главное, чтобы подобные действия были в форме игры. Помимо этого упражнение может сопровождаться с речью в виде стишков, сказок и историй.

Что касается самой сложности упражнений, то она подбирается в зависимости от возрастной категории ребенка и уровня развития моторики. К примеру, если малышу до 1.5 лет, то все упражнения следует выполнять под наблюдением взрослых. В возрасте трех лет можно проговаривать простые истории самостоятельно.

Как проводить игры

Специалисты выделяют несколько правил, которые следует учитывать во время выполнения упражнения:

  • Перед началом занятий следует подготовить руки малыша. Можно немного погладить основание и подушечки;
  • Придерживаться определенного ритма, он должен быть довольно медленным и ритмичным. Повторять пять раз;
  • Упражнения выполнять сначала с одной рукой, потом второй и вместе;
  • Обязательно контролировать, чтобы риски были поставлены правильно, без перекоса. Что касается самого разговора, то он должен проходить в спокойном темпе;
  • Нагрузка должна распределяться одинаково;
  • После выполнения упражнения давать рукам отдохнуть, немного потрясти кистями;
  • Чередовать упражнения, чтобы не зацикливаться на одном. При желании повторять игры, которые очень понравились ребенку;
  • Обязательно поощрять малыша, чтобы у него была мотивация выполнять упражнения.

При правильном подходе удается не только развить мелкую моторику и творческие способности, но и улучшить общее состояние кистей, пальцев. Комплекс упражнений включается в программу детского сада.

Какие бывают упражнения

Первая группа упражнений направлена на развитие кистей малыша. При правильном подходе удается повысить тонус, улучшить кровоснабжение, разогреть мышечную систему. В основе лежит поглаживание, выполнение массажа, сгибание и разгибание. К упражнениям можно отнести: «Воробышки», «Утро», «Мячик».

Вторая группа упражнений направлена на развитие пальцев и мелкой моторики. В основе лежит подражание и имитирование движений животного, предметов. Необходимо просто показывать красочные картинки с изображением предмета. После малыш должен продемонстрировать при помощи собственных пальцев. К подобным упражнениям следует отнести: «Зверье в лесу», «Гости», «Птицы».

Какое значение подобных игр

При выполнении упражнений:

  1. Развивается правильно произношение звуков;
  2. Обогащается словарный запас;
  3. Разрабатываются пальцы для рисования;
  4. Ребенок получает навык самостоятельного контролирования;
  5. Развивается фантазия;
  6. Улучшается навык общения и понимания

Вывод. И в завершение хочется сказать, что пальчиковая гимнастика помогает не только развивать моторику мышц рук и кистей, но и развивать речевые возможности малыша.